Типология психического «Образ архитектоники Души»©

Приглашаю на авторский курс семинаров:

Типология психического

«ОБРАЗ АРХИТЕКТОНИКИ ДУШИ»

Начало работы с 21 октября 2018

 

«Когда я говорю о психологической типологии,
то имею под этим ввиду формулировку
структурных элементов психического,
а не описание психических проявлений»
К.Г.Юнг

В приведенной выше цитате К.Г.Юнга говорится о нашем предмете изучения – структурные элементы психического, Мы будем изучать типологию психического как врачи изучают анатомию и физиологию человека. Структура тела человека у каждого из нас типологична, и в то же время каждый человек неповторим. Растет и развивается тело, точно так же растет и развивается психическое. Подобно тому как врачи изучают рост и развитие тела, мы будем изучать динамику развития психического - стадии развития психического и их отражение в символических образах от возникновения человека, рождения, взросления, старения и смерти. Первое что учит будущий врач – анатомию и физиологию, первое что должен знать аналитический психолог, до того как оказывать психологическую поддержку, а тем более проводить анализ – символические образы как отражения стадий и динамики развития психического.

Мне будет интересно встретить на своем курсе тех, кого интересует не только знание, но и понимание терминов и символических образов в русле аналитической психологии в данном современном времени и с новыми научными достижениями. Особенность данного курса в том что мы не изучаем буквальное и материальное, а психическое, через его отражение в символическом.

Часть может быть понята, только тогда, когда известно целое.

К.Г.Юнг создал типологию как основу, базу для дальнейшего исследования. Он собрал и проанализировал материалы известные ему в то время. Книга «Психологические типы», на основе которой проводят дальнейшие исследования написана в начале 20 века. Э.Нойманн исследовал стадиальное развитие и экстраверсию в 40-50 годах того же 20 века. Мир изменился, и знания о нем стали доступными каждому. В своей работе «Образ архитектоники души» я собрала и проанализировала разные материалы, от археологических раскопок до современных исследований в области медицины, математики, квантовой физики, нейрофизиологии и др. Именно современные знания помогли мне раскрыть идею К.Г.Юнга о типологии не как личности, а типологии психического. В этих словах содержится большая разница. Типология психического «Образ архитектоники души» включает, берет за основу труды аналитических психологов К.Г.Юнга, и Э.Нойманна, но дополняет и расширяет знания первопроходцев, материалами новых исследований в разных научных областях. Зачем нужна типология? Перед тем как врач начинает лечить больного он обязан знать основу - анатомию и физиологию тела человека и его изменение в разные возрастные периоды. При этом мы знаем, что нет двух идентичных тел. Аналогично и аналитический психолог должен знать структуру и динамику развития психического в разные периоды жизни человека. Психическое нам доступно познать в символическом. «Образ архитектоники Души» это атлас отражения «скелета и тела» психического в символических образах на разных стадиях развития и его динамики, в современном понимании типологии психического. И да, нет двух идентичных душ. Но, точно также как и тела, различаются символические образы психического у каждого из нас в разные периоды жизни. Типология психического «Образ архитектоники души» конкурентно способна в пространстве аналитической психологии. 

Благодаря объединению трудов отечественных и зарубежных ученых нам представлена возможность опознать, удержать, дифференцировать и исследовать множество разноплановых и многоуровневых символических образов как отражение психического, в его развитии. На протяжении всех семинаров нашим провожатым будет символический образ эго, переходящий с одной стадии развития на следующую, перипетии которого, в основном, исследовал и описал в своих трудах Э.Нойманн. Вместе мы проживем стадию возникновения эго, принятия первого этического решения, развития, рождения, маскулинизации, пройдем через подземное царство, переживая радость нахождения сокровища, и в то же время, бремя ответственности эго - Героя победителя. Узнаем, как героическое эго становится равным среди родственных психических структур, и как они вместе гармонично взаимодействуют с миром. Это путешествие в круге типологии психического, в границах которой мы не только сможем удержать множество символических образов, но и увидеть их динамику развития в рамках каждой из 4 психологических функций.

Во время семинаров мы будем: слушать, что бы научиться слышать; смотреть, что бы научиться видеть; исследовать и творить, что бы научиться понимать символическое. Научимся узнавать, обосновывать и различать символические образы 12 психологических типов и 36 стадий развития, расширим свои познания в науке, религии, искусстве, литературе, творчестве и аналитической психологии. Нам откроются тайны: Изумрудной скрижали и цепи Нидана, чаши Грааля и столба Джед, стола Соломона и хрустального черепа, андрогина и гермафродита, природы, времени, чисел и др. В завершении курса перед нами выстроится живописной образ мандалы ― Образ архитектоники души.

Пояснительная записка к курсу: 
Типология психического «Образ архитектоники души»:

Курс  Типология психического  «Образ архитектоники души» это результат исследования символических образов, как отражение структуры и динамики развития психического.  
Цель исследования: 1. Обосновать свое видение типологии психического как символического образа структуры психического, в границах которой раскрывается динамический образ развития.  2. Разработать обучающий курс по данному исследованию.
Типологии различают на эмпирическую и теоретическую.  Эмпирическая типология — это количественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия. Теоретическая типология – построение модели объекта, обобщенное выражение признаков, фиксация принципов описания множества изучаемых объектов, отображает строение исследуемой системы, выявляет ее закономерности, позволяющие предсказать существование неизвестных пока объектов. Цель теоретической типологии — отображение системы в её развитии. По способу построения типология «Образ архитектоники души»  — теоретическая типология. В ее основе заложен символический образ двухмерной системы, которая отражает как внешнюю так и внутреннюю ее стороны в центре которой находится человек.

Два образа раскрывают и дополняют друг друга. И в то же время, отдельно ни типология психического не передает всю полноту образа развития, ни описание стадиального развития не передает полноту типологии. В ходе исследования, благодаря современным открытиям в различных областях науки, трудам отечественных и зарубежных ученых были заполнены пробелы, раскрыты образы и обосновано их объединение.

Слушатели курса познакомятся с результатом исследования — типологией психического в образе символической мандалы «Образа архитектоники души» состоящей из 144 типа (12 типов в каждом по 12 подтипов). В курсе лекций внимание направленно на изучение 12 психологических типов и 3 подтипов в каждом, на основании внутренних установок: интроверсии, ценраверсии и экстраверсии, как отражение 36 стадий психического развития. Данный образ принят за основу курса.

В каждом из 12 типов будет: 
— раскрыт внутренний цикл развития как отражение большого в малом, а малого в большом 
— определена изменчивость и последовательная динамика развития архетипических образов, относительно стадиального развития 
— продемонстрирован как, каждый тип обусловлен предыдущим и обуславливает последующий и повторяемая цикличность образов в каждой из 4 психологических функций.


На основе типологии «Образ архитектоники души» слушателям курса будет раскрыто смысловое ядро терминов (и их дифференциация) используемых Э.Нойманном. Относительно рабочего материала курса они легко понимаются слушателями, и свободно выделяются в практической деятельности психолога.
 

Тематический план 14 семинаров:

I.  Введение.  История исследования символических образов как отражение развития психического.  Типология психического с точки зрения К.Юнга и ее развитие. Теоретическое обоснование объединения типологии психического и стадиального развития в курсе «Образ архитектоники души»:

  • Аналитическая психология: психология развития (Э.Нойманн), типология (К.Г.Юнг, М.-Л. фон Франц, Д.Шарп, Д.Хиллман, Д.Биби), основы аналитической психологии (К.Г.Юнг и др.)
  • Отечественная психология: основы психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, В.В.Петухов, В.П.Зинченко),  системные исследования психики (Б.Ф.Ломов, В.А.Барабанщиков), дифференциальная психология (Н.Л.Нагибина), психология личности (К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов, Т.Н.Березина), высшая нервная деятельность (В.П.Дегтярев), психофизиология и нейрофизиология (Ю.И.Александров, К.А.Анохин), психолингвистика (Т.В.Черниговская) и др.
  • Современные исследования в области медицины, антропологии, культурологии, теологии, физики, математики, химии и др. 

II-XIII. 12 семинаров. В каждом психологическом типе исследуем три стадии развития психического
План семинара:

  1. Формирование и рисование символических образов под музыку композиторов, представителей данного психологического типа. Сбор ассоциаций и амплификаций.
  1. Психологический тип.  Теория.  Терминология. Пространство, границы, установка, функция. Жизнь и деятельность представителей данного психологического типа
  2. Стадия развития психического. Теория. Терминология.
  • Мотивы, цели и задачи стадии. Символический образ в пространстве и границах типологии
  • Символические образы стадии
  • Исторические аспекты в образах археологических исследований, мифов, легенд, сказок, современных научных исследований
  • Пространство, этапы и последовательность символических образов перехода «между» стадиями (психологическими функциями). Изменчивость символического образа переживания «пустоты» как отражение переходного периода

 XIV. Заключение. Современная картина мира и ее символические образы.

Сюжеты научно-познавательных, документальных, художественных фильмов и мультфильмов в каждом семинаре. Курс оформлен в презентацию с красивым и познавательным материалом. Раздаточный материал в конце курса соберется в прекрасный альбом-атлас который станет опорой в вашей дальнейшей деятельности.

Организационная информация:

Курс - 14 семинаров - один раз в месяц. 12 семинаров по 2 дня (суббота и воскресенье).

Первый семинар «Введение в типологию психического» - один день и 14 семинар «Заключение» - один день.

21 октября познакомлю группу с целостным образом предстоящего курса, покажу материал с которым мы будем работать. Далее каждый сам принимает решения о дальнейшей работе в группе.

Группа: закрытая, до 6 участников
Время: с 11.00 до 18.00
Место: ст.м. Шаболовская, ул. Шухова
Запись по почте: yushkovalarisa@gmail.com
Тел. +7 917-515-54-86, сайт: http://realize-psy.ru/

С уважением, Юшкова Лариса Станиславовна.

Юшкова Лариса
аналитический психолог

www.realize-psy.ru